Машонкина Людмила Ивановна

Доктор физико-математических наук, преподаватель МГУ и МФТИ, зав.отделом нестационарных звёзд и звёздной спектроскопии Института астрономии РАН

Машонкина Людмила Ивановна

О школе храню самые теплые воспоминания, с благодарностью вспоминаю своих учителей и считаю, что мне очень повезло в самом начале жизни - учиться в нашей школе.

Мои родители переехали в Вахруши в 1961 г., и я поступила учиться во 2-ой Б класс. Первой моей учительницей в Вахрушах была Клавдия Трофимовна. К сожалению, я не помню фамилии многих учителей, но со мной навсегда то, что они вложили в нас - знания, интерес к познанию нового, добросовестное отношение к учёбе и работе, неравнодушие к людям.

С 6-го по 10-й класс у нас был потрясающий классный руководитель и одновременно учитель физики Вениамин Кузьмич (Перминов, надеюсь, помню правильно). Он пришел в школу практически сразу после института, но завоевал наш авторитет сразу и навсегда. Он был нашим другом, хотя и не допускал фамильярности. Мои одноклассники, живущие в Вахрушах, - Татьяна Васильевна Едигарева (Буркова в школе), Галина Шаромова (Вахрушева в школе), Валентина Гущина все годы после окончания школы собирают наш класс каждые 5 лет, и почти всегда приезжает Вениамин Кузьмич. В 9-10 классах он «подбрасывал» нам темы для рефератов, советовал инересные книги. Я думаю, что это он ненавязчиво «втянул» меня в астрономию.

Учителем русского языка и литературы с 5-го по 9-ый класс у нас была Людмила Григорьевна Бусыгина - человек, фантастически увлеченный и прекрасно знающий литературу.

Я всегда любила математику, и мне нравилось, как Нина Фоминична преподавала нам с 5-го класса алгебру и геометрию. Но мои представления о математике перевернулись, когда в 10-ом классе к нам пришёл Дмитрий Аркадьевич Полуэктов. Он жил математикой и в математике. Однажды он продержал меня у доски 40 мин., чтобы доказать мне, что я всё-таки не всё знаю и мне нужно заниматься ещё больше. В другой раз он никак не мог добиться, чтобы мы поняли объяснение какой-то задачи. Он рассказал нам несколькими способами, а мы всё-равно не понимали. К перемене он был весь усыпан мелом и выглядел совершенно убитым. Мы ушли на другой урок, и за 10 мин. до его окончания в класс просто ворвался Дмитрий Аркадьевич и торжествующе заявил, что он понял, почему мы не понимаем его объяснение, и сейчас он за 1 мин. всё объяснит. И, действительно, объяснил так, что мы поняли. Это - счастье иметь такого учителя.

Нина Ивановна — учитель немецкого языка, Надежда Ивановна Рогачева — учитель географии, Пётр Иванович Соловьёв — директор и учитель истории. На втором этаже школы наш завуч и учитель рисования Николай Иванович Филипьев организовал галерею репродукций картин известных художников. Багажом, полученным в школе в самых разных областях знания, я пользуюсь до сих пор.

И с одноклассниками мне тоже повезло. Они замечательные люди. Троих я уже назвала. Я постоянно общаюсь с Верой Михайловной Мельниковой (Кудрявцева, дев.), Александром Ворожцовым, Ириной Рогачевой (дев.), еще одной Галиной Вахрушевой (дев.), Людмилой Кузнецовой (дев.), Сергеем Рябовым, Еленой Абатуровой (дев.). Помню Виктора Вдовина, Елену Суслопарову (дев.), Владимира Шишкина и уже ушедших Виктора Рублёва, Светлану Изместьеву, Галину Кудрявцеву.

По окончании школы я поступила в Казанский государственный университет, на физический факультет, спец. Астрономия. Затем была оставлена на кафедре астрономии для продолжения научных исследований и преподавания. Область моих исследований — астрофизика. В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию, темой которой было формирование спектральных линий ионов N III-N IV и C III в атмосферах горячих звезд в неравновесных условиях. Много преподавала, занимая должность доцента кафедры астрономии, но продолжала и научные исследования в тесном сотрудничестве с моими студентами, российскими и зарубежными коллегами. Особенно плодотворным было сотрудничество с проф. Томасом Гереном (Thomas Gehren) из Мюнхенского университета по изучению химического состава звезд и химической эволюции Галактики. В 2003 г. защитила докторскую диссертацию “Применение не-ЛТР подхода при изучении химической эволюции Галактики” в совете при С.-Петербургском государственном университете.

В 2004 г. перешла на работу в Институт астрономии РАН на должность ведущего научного сотрудника, а с 2015 г. возглавляю в этом Институте отдел нестационарных звезд и звездной спектроскопии. Мои исследования касаются механизмов формирования спектральных линий в атмосферах звёзд, изучения физических и химических характеристик звёзд, применения этих результатов для улучшения современных представлений об эволюции химического состава вещества нашей галактики Млечный Путь и её спутников — карликовых галактик. Опубликовано более 100 научных статей в ведущих российских и зарубежных журналах. Ежегодно выступаю с докладами на международных конференциях, читаю лекции на школах молодых астрономов. Под моим руководством выполнены три кандидатские диссертации. Поддерживаю сотрудничество с учеными Германии, Швейцарии, Китая, США, Швеции. Являюсь членом Международного астрономического союза. В 2012-2015 годах была Президентом Комиссии 14 этого союза.

В скором будущем будет выпущен справочник российских астрономов. Вот как кратко в нём будут изложены мои основные научные достижения. Может быть, для школьников не всё понятно. Но, может быть, это мотивирует узнать больше?

Машонкиной Л.И. разработаны методы расчёта теоретических спектров звёзд с учетом формирования линий в неравновесных условиях (не-ЛТР подход) для 17 химических элементов от водорода до тория. Совместно с С.А. Алексеевой объяснён механизм образования эмиссионных линий нейтрального углерода в атмосферах звёзд-карликов спектрального класса В. Не-ЛТР расчеты для Pr II-Pr III и Nd II-Nd III позволили Л.И. Машонкиной впервые определить высотное распределение содержания празеодима и неодима в атмосферах пульсирующих химически-пекулярных А звезд по наблюдениям Т.А. Рябчиковой. Л.И. Машонкина обнаружила, что звёзды, принадлежащие различным звёздным населениям Галактики - толстому и тонкому диску, демонстрируют различную химическую историю элементов, синтезируемых в ядерных реакциях нейтронных захватов. У звёзд толстого диска европий наблюдается в избытке относительно железа и бария, и отношения содержания [Eu/Fe] и [Eu/Ba] уменьшаются скачкообразно при переходе к тонкому диску до значений, близких к солнечному. Эти данные свидетельствуют о том, что производство бария в звёздах промежуточных масс началось в эпоху формирования толстого диска, которая имела место между 1.1 и 1.6 млрд.лет от начала протогалактического коллапса. Продолжительность эпохи формирования звёздного населения гало оценена в 1.5 млрд.лет.

Хочу пожелать новому поколению учеников быть целеустремлёнными, неравнодушными, жадными до новых знаний, желаю научиться трудиться и добиться всего, к чему стремятся.




Оставить комментарий