ГОД ПЕДАГОГА. УЧИТЕЛЬ — АКТРИСА Л.В. ШКЛЯЕВА
Знаменитость Слободского района Лидия Викторовна Шкляева родилась 29 ноября 1938 года в с. Ардатово Нижегородской области. За активное участие в общественной жизни она награждена множеством благодарственных писем. В одном из них звучат слова, которые можно назвать девизом этой женщины: «За бескорыстный труд на благо общества и чуткое, душевное отношение к окружающим людям, за активную жизненную позицию, отзывчивость и уникальный дар творить добро!». В 1967 — 1996 годах она работала учителем географии в школах пгт Вахруши.
Сегодня, как автор и исполнитель частушек, Лидия Викторовна является победителем областных конкурсов и фестивалей: «Заиграйте, гармонисты – зазвени, частушечка!», «Вятский капустник», «Я люблю тебя, жизнь», «Супербабушка» и др. Районному центру культуры и досуга пгт Вахруши она помогает готовить команду народного хора ветеранов. Для жителей своей улицы организует различные мероприятия, для детей — праздники. Лидия Викторовна — наставница юных талантов и их творческих коллективов. Её воспитанник Иван Колегов, выпускник Вахрушевской школы 2021г., заметил: «С ней очень приятно общаться. Она никогда не усомнится в твоих силах, не будет ругать, что ты какой-то неспособный, а всегда поддержит, и она может именно научить. На первый взгляд, она такая маленькая, слабенькая старушка. Но в ней огромная сила духа. Она оптимист по жизни, полна юмора и шуток, мне кажется, её ничто не сломает, она всё может преодолеть». Насколько он оказался прав, можно судить по материалу Юлии Зязевой, одноклассницы Вани, подготовившей нижеследующий текст о детских годах Лидии Викторовны.
Своего отца Лида помнила плохо. Незадолго до начала Второй мировой войны он был призван на переподготовку, а в 1942 году пришла похоронка, в которой сообщалось о его геройской гибели. Об отце сохранилось единственное фото, похоронка, некоторые другие документы. Мать Анастасия Васильевна трудилась в колхозе день и ночь. В семье было четверо детей: старший Юра, Лида, младшие Тамара и Саша.
После войны Анастасия Васильевна занимала должность заведующей током, на котором сушили зерно. Первый послевоенный год выдался голодным. Люди буквально пухли от голода. Особенно жалко было маленьких детей, которым совершенно нечего было есть. Мама Лидии Викторовны позволила женщинам-работницам тайно уносить домой немного зерна, чтобы спасти детей от мучений и голодной смерти. Один охранник обнаружил это и донёс на неё. Маленькая Лида запомнила, как в тот день мать, ничего не видя и не слыша, словно безумная, пришла домой и молча рухнула на ступеньки. А затем появились мужчины в кожаных куртках с портупеями и увели её. Позднее она узнала, что суд приговорил мать к 4 годам лишения свободы.
Детей отдали в детский дом в с. Дивеево Нижегородской области. Лиде запомнились добрые воспитатели. Первого сентября она пошла в школу. Но однажды гусь ударил её в спину, она больно упала, в спине что-то повредилось. От острой боли девочка теряла сознание, совершенно не могла ходить. Её положили в больницу, в которой её привязывали к скамейке, чтобы фиксировать определённое положение тела. В этой больнице она, лёжа на спине, провела целых три года.
Питание в больнице было ужасно плохим. Обычно давали варёную картофелину, зато хлебом всё-таки кормили досыта. Лекарств никаких не давали, принимала лишь рыбий жир и гематоген. Нужно было лежать день и ночь.
Теперь Лидия Викторовна понимает, что ей крупно повезло. Рядом оказались чудо-врач, еврейка Маргарита Васильевна Наченская, вкладывавшая все силы и душу в выздоровление своих пациентов, и больная с туберкулезом костей Марина Михайловна Кабаева, учительница из Мордовии, чья кровать стояла напротив Лидиной. Счастливыми минутами для девочки тогда были те, в которые её переворачивали на живот. Врач говорила, веря в исцеление: «Будешь пить рыбий жир – поправишься». Как-то весной на 1-е мая она разрешила Лиде встать, и та 3 дня была на ногах. Но потом девочка побежала и опять обморок! «Поторопилась!», — корила себя Наченская. Летом Лиду выносили под липы, брат Юра приносил печенье. Учительница Марина Михайловна каждый день занималась с Лидой, так что пришедшие на экзамены педагоги оказались удивлены её знаниями и выписали Похвальную грамоту.
Через три года Лиду на санитарном самолёте доставили в Горьковскую больницу, потом отправили в детский санаторий. Наконец, консилиум врачей постановил: «Можно поднимать!». Однако перед этим её замотали в гипс от головы до пят ещё на несколько недель. Когда гипс сняли, стали разрешать выходить на улицу. И вот однажды, гуляя около санатория, Лида увидела страшно одетую женщину, в каком-то невообразимо потрёпанном бушлате, которая окликнула её: «Лидонька!». Это вернулась из колонии мать. Вынеся все тяготы и лишения, она осталась жива и нашла детей. Врачи разрешили ей забрать дочь с собой. Нахлынуло счастье.
Но жить в Ардатово было крайне сложно. Есть нечего, в избе – антисанитарные условия, множество вшей. Подруга матери уговорила её переехать в Сибирь, где уровень жизни был выше. Так в 1951г. семья оказалась в Купино Новосибирской области.
В память Лиды врезался такой эпизод. В марте 1953 года прошла общешкольная линейка, посвящённая смерти Сталина. Плакали и дети, и взрослые, плакала сама Лида. Прибежала домой, стала рассказывать маме, а та вдруг: «Слава тебе, господи!». Оценивая то время с позиций сегодняшнего дня, Лидия Викторовна говорит: «Слов нет от горя, от возмущения, как могли так поступать с многодетными матерями. С другой стороны, возможно, что в селе от голода мы бы просто умерли, а детдом позволил нам выжить».
Формат газеты не позволяет опубликовать работу Юлии в полном объёме. Приведём из неё ряд отзывов об этом педагоге:
«Когда я в первый раз посетила урок Лидии Викторовны, то была восхищена. Пришла в учительскую, и коллеги заметили, что мои глаза как будто светятся. Стали интересоваться, чем вызван восторг, и я призналась, что счастлива – в школе появился ещё один настоящий учитель. Впоследствии не раз приходилось бывать на занятиях Л.В. Шкляевой. К наградам она не стремилась. Трудилась, как пчёлка, тщательно готовилась к каждому уроку. В памяти картина: стоит у доски, худенькая, маленького роста, можно спутать с ученицей, на лице улыбка, глаза горят. Лидия Викторовна – талантливейший педагог, замечательный человек, очень любящая детей, дававшая им глубокие знания» (Л.Ф. Тимошенко, директор Вахрушевской школы № 1).
«Для неё не было невыполнимых задач. Со своей энергией она могла подготовить и организовать любое мероприятие. И оно всегда было необычным и ярким. Актриса великолепная. Выдумщица. И человек, который всегда думал о других. Она ведь и сейчас такая. Пребывание на пенсии не изменило её. Всё куда-то ездит, выступает и людей за собой ведёт. Если у кого-то из старых товарищей юбилей или что-то случилось, обязательно позвонит бывшим коллегам, напомнит, попросит участия» (Т.В. Михалицына, учитель русского языка и литературы).